Прошлое и настоящее дорожной разметки

Разметка

Мы видим ее каждый день, проезжая по дорогам, паркуя автомобиль, переходя улицу. Она встречается нам повсюду и давно стала привычной. Но мало кто знает, как, где и когда она возникла, какой прошла путь, прежде чем стать такой знакомой нам. Попробуем исправить это упущение. И вначале давайте разберемся, что же такое дорожная разметка?

Это маркировка на покрытии автомобильных дорог, которая сообщает участникам дорожного движения определенную информацию и используется как самостоятельный элемент или в сочетании с другими устройствами безопасности дорожного движения (светофорами, дорожными знаками).

Старинная машина для разметки дорогПервая дорожная разметка возникла в 1911 году в штате Мичиган, США, когда Эдвард Н. Хайнз, член дорожной комиссии Wayne County, для повышения безопасности движения по Woodward Avenue в Детройте (на тот момент это была единственная бетонная дорога в мире), предложил нанести центральную линию для разделения полос движения. Спустя десять лет в Великобритании решили также решили ввести дорожную разметку и выбрали для этого белый цвет. Прошедший в пригороде Бирмингема, городке Sutton Coldfield эксперимент оказался столь успешным, что белая маркировка дорог стала стандартом для Великобритании, а затем и других стран мира.Черная разметка в Германии

В те времена проводилось много различных экспериментов с разметками дорог. Например, в 30-е годы в Германии маркировку наносили черной краской, но так как ее видимость, а следовательно и эффективность была низкой, от нее отказались и в наши дни черный цвет можно встретить только в сочетании с белым, например в вертикальной разметке.

Это был не единственный вклад Соединенного королевства в развитие дорожной разметки. В 1930-м году британец Перси Шоу изобрел и запатентовал первое световозвращающее устройство (катафот), которое назвал «Кошачий глаз». Устройство активно использовалось во время Второй мировой войны, помогая водителям видеть дорогу даже в темноте.

После войны эксперименты со светоотражателями продолжили и в США. В 1950-х в Калифорнийском транспортном департаменте(Калтранс) инженер доктор Элберт Дайсарт Боттс, специализировавшийся на химии красок, взялся за задачу улучшения видимости красок для дорожной разметки. Он решил использовать стеклянные сферы, придававшие краске световозвращающие свойства. Проблема заключалась в том, что при дожде слой воды резко снижал видимость разметки. Даже придание краске гидрофобных свойств не решило данное затруднее. Тогда Боттс попробовал поднять маркеры над дорогой примерно на 6 мм (четверть дюйма) и обнаружил, что это полностью решает проблему видимости маркировки, но создает новую сложность - при наезде на нее водитель слышал глухие удары. Подумав, Боттс пришел к выводу, что это к лучшему — новые маркеры шумом предупреждали незаметивших ее водителей о пересечении разметки.

Катафоты

Первые катафоты - чертеж и фотография. Ночной вид дороги, оснащенной катафотами.

Первые маркеры делали из пластика или керамики и прибивали к дорожному полотну гвоздями, но они быстро расшатывались, а выскочившие гвозди наносили вред шинам автомобилей. С этой задачей в конце 1950-х годов успешно справился бывший студент Боттса, Херб Руни, который создал специальную эпоксидную смолу, надежно приклеивающую маркеры к поверхности дорог.

В 1966 году маркеры, названные Botts' Dots, «точки Боттса», начали использовать на двух американских автомагистралях, а после и на других дорогах США и мира.

Почти одновременно с маркерами Боттса в 1955 г. в Америке в штате Нью-Джерси появился другой способ маркировки дорог — шумовые полосы. На парковой дороге округов Мидлсекс и Монмут соорудили «поющие» обочины — полосы из рифленого бетона, производящие шум при движении по ним. Сейчас фрезерованные шумовые полосы широко используются в США, Канаде, а также некоторых странах Европы — Финляндии, Швеции, Норвегии.

Шумовые полосы

Шумовые полосы различных видов

В наше время используют разные шумовые полосы — фрезерованные, приподнятые, пресованные и формованные. Приподнятые используют в основном в местах с теплым климатом, т. к. зимой при уборке снега они портятся и сильно изнашивают кромки отвалов снегоуборочной техники. Пресованные и формованные шумовые полосы устраиваются в горячий асфальтобетон во время строительства дорог и потому тоже менее распространены.

Использоваться шумовая разметка может с двумя целями — с целью большей мотивации водителей снижать скорость при приближении, например, к переходному переходу или опасному участку дороги, а также на междугородних дорогах для борьбы с потерей бдительности и засыпанием водителей за рулем — пересекая разделительную полосу или край проезжей части водитель слышит шум и чувствует вибрацию, мгновенно пробуждаясь.

Старинная разметка в МосквеВ России первая дорожная разметка появилась в июне 1933 года в Москве, где для организации дорожного движения нитрокраской наносились линии безопасности, которые назвали «штуц-линии». В первую очередь разметили проезжую часть на Театральной площади и перекрестках улиц Петровка и Неглинная с Кузнецким мостом, а вскоре разметку уже наносили и в других городах страны. До 60-х годов отсутствовала четкая законодательная база, регламентирующая нанесение разметки, затем в СССР были введены единые правила движения, а в 1975 году был введен ГОСТ, касающийся дорожной разметки и разработанный на основе международных соглашений.

Разметка в аэропортуВертикальную разметку стали использовать значительно позже горизонтальной — количество транспорта росло и стало понятно, что горизонтальной разметки не достаточно для информирования водителей. Тогда маркировку начали наносить на вертикальные поверхности для обозначения внезапных препятствий на дороге, ограждения опасных участков дорог, бордюров.

Сегодня дорожная разметка используется не только на дорогах, но и на прилегающих территориях, таких как парковки, заправки, а также на территории аэропортов.

Временная разметкаБывает временная и постоянная разметка. Во всем мире для обозначения постоянной разметки используют белую краску, кроме обозначения желтой краской мест с запрещенной стоянкой или остановкой и мест остановки маршрутных транспортных средств и такси.

Для обозначения временной разметки, наносимой при ремонтных работах или реорганизации дорожного движения, могут использовать желтую краску (в Германии, Эстонии), оранжевую или красную (Австрия, Швейцария). Обычно она наносится недолговечной краской и к окончанию ремонта дороги стирается сама, хотя иногда ее приходится специально удалять. Каждый водитель знает, что видя одновременно постоянную и временную разметку, необходимо руководствоваться временной.

Наносится разметка может разными способами, в зависимости от ситуации: вручную (с помощью кисти по шаблонам, ручным термоукладчиком или из пистолета-краскораспылителя), а также с помощью маркировочных машин различного устройства.

Нанесение разметки

Нанесение разметки вручную и с помощью маркировочных машин

Как видим, всего за сто лет дорожная разметка претерпела множество изменений и усовершенствований, став неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. Мы не сомневамся, что на этом ее развитие не остановится, и дальше нас ждет, например, синхронизация разметки с автомобильными компьютерами, когда при чрезмерном приближении и угрозе пересечения в машине будет раздаваться специальный сигнал или наливаться чашечка кофе или что-то совсем фантастическое, о чем мы сегодня и догадываться не можем )))

Дорожная развязка в Великобритании

Одна из самых сложных развязок в мире - "Волшебная карусель", Свиндон, Уилтс, Великобритания

Читайте также: