Экзамены по правилам дорожного движения в нашей стране. Как было, как есть и как будет

Вы наконец-то решили научиться управлять автомобилем? Даже если у Вас нет собственного? Прекрасное желание. Мы верим, что Вы научитесь и у Вас обязательно появится именно такая автомашина, о которой Вы мечтаете. Или мотоцикл. И Вы гордо и уверенно будете управлять своим транспортным средством в плотном потоке современного дорожного движения, направляясь именно туда, куда Вы хотите, и именно тогда, когда нужно Вам. Не забудьте только изучить правила дорожного движения, пройти обучение в автошколе, успешно сдать экзамены в ГИБДД и получить водительское удостоверение. И, конечно, соблюдать ПДД, находясь за рулём.

Вы давно и профессионально управляете своим или служебным транспортным средством? Вы можете вести автомобиль и одновременно рассматривать местные достопримечательности, вести приятную беседу с пассажиром, разговаривать по телефону, читать и даже смотреть интересную передачу по бортовому телевизору? Мы искренне восхищаемся Вами. Будьте только очень аккуратны на дороге. Но всё равно, не забывайте иногда вспоминать правила дорожного движения. Тем более, в наше время стремительных технологий положения правил, кодекса об административных правонарушениях постоянно дополняются, видоизменяются. И чтобы уверенно чувствовать себя при разговоре со строгим инспектором ГИБДД (и это случается) необходимо знать положения нормативных документов.

Зачем нужен онлайн-сервис ПДД

Все мы в той или иной роли являемся участниками дорожного движения и, конечно, все мы заинтересованы, чтобы это самое дорожное движение было понятным, спокойным, безопасным, чтобы даже само понятие дорожно-транспортного происшествия постепенно ушло в прошлое. Делая маленькие шаги к решению этих задач, мы и создали свой онлайн-сервис «Спектр ПДД» для изучения ПДД новичками, чтобы они, потренировавшись, успешно сдали экзамен в ГИБДД с первого раза. Для того, чтобы опытные водители ещё раз проверили и освежили свои знания. Весь порядок работы нашего сервиса «Спектр ПДД» полностью повторяет процесс сдачи такого экзамена, причём не только в ГИБДД, но и в инспекциях Гостехнадзора, где Вы можете получить права на квадроцикл, снегоход или трактор. Мы убрали с наших страниц всю рекламу, чтобы Вы не отвлекались, чтобы всё Ваше внимание было уделено только изучению ПДД, подготовке к экзаменам, удобному онлайн обучению профессиям водителя, тракториста-машиниста.

Мы делали онлайн-сервис на основе тех программ, которые используются в настоящее время для сдачи экзамена ПДД в ГИБДД или инспекциях Гостехнадзора (да, во многих подразделениях государственных инспекций, автошколах, ДОСААФ эксплуатируются именно наши программные комплексы и системы, чем мы заслуженно гордимся). На нашем онлайн-сервисе «Спектр ПДД» мы полностью повторили все процессы, пользовательские интерфейсы, экзаменационные вопросы, методики сдачи. Но делая так, как требуется сейчас, нам стало интересно, а как сдавали экзамены, получали водительские документы раньше? 50 лет назад, 100 лет назад? Мы предлагаем Вам вместе с нами вспомнить историю. Поверьте, это даже интересно.

Первые водительские документы в Российской империи

Итак, оставим извечный спор Франции и Германии кто первый, в том числе и у кого из них раньше был выдан документ «о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Останемся в России. В 1895 году в Санкт-Петербурге появляются два велосипеда, оснащённых бензиновыми моторами, созданные Даймлером и Майбахом. Первый прообраз современного мотоцикла. А вот можно ли было ездить на этих «чудовищах» по улицам столицы Российской империи никто не знал. Исключительно из любопытства, «в виде опыта» градоначальник Санкт-Петербурга генерал-лейтенант Виктор Вильгельмович фон Валь выдал разрешение владельцам моторных велосипедов ездить по городу. Получается, что первое такое разрешение в России совмещало в себе современные свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение. И как просто было сдать экзамен по ПДД – достаточно было ни с кем не столкнувшись и ничего не задев проехать на своём транспортном средстве перед градоначальником.

Автомобильный транспорт в то время развивался не менее быстро, чем сейчас, поэтому 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков подписал постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства Путей сообщения в самодвижущихся экипажах». 25 июня 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». В 1911 году вступают в силу правила «О безопасности движения по улицам», которые определяли отношения не только между участниками движения, но и полицейскими, которые это движение контролировали. Были установлены очень жёсткие наказания за нарушения правил дорожного движения. Штрафы достигали 100 рублей (по тем временам это была очень большая сумма), второе нарушение могло повлечь за собой арест на две – три недели.

В 1914 году было принято «Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе». Создавалась комиссия, состоящая из техников, назначаемых Городской управой, и представителей общественных автомобильных организаций. Комиссия и проводила испытания кандидатов в водители. Испытания проводились 4 раза в месяц. Кандидат в устной беседе должен был показать дословное знание правил движения в городе, после чего проверялись его практические навыки вождения. Перед поездкой нужно было суметь запустить, а после поездки остановить двигатель (что, кстати, вполне логично). Кандидат в водители должен был разъехаться с встречным транспортом, обогнать его, проехать в узком месте, развернуться, применить тормоза и задний ход. В заключение проводилась поездка по оживленным улицам города. По результатам испытаний, если они прошли успешно, выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля.

Экзамены по ПДД в молодой Советской Республике

В Советской России уже в 1923 году Совет народных комиссаров утвердил «Свидетельство на право управления экипажем». Документ выдавался городской администрацией. Единого стандарта не было, и в каждом городе свидетельства имели различную форму. Более того, свидетельства, выданные, например, в Киеве, были не действительны в Москве или Петрограде. В каждом городе были собственные испытания. Представьте, как Вы приезжаете на своём автомобиле из Петрограда в Москву и... Оставалось только оставлять автомобиль на какой-нибудь стоянке и идти получать местное свидетельство. Или иметь при себе какой-нибудь самый «решительный» или «разрешающий» документ.

Создание ГАИ. Первые стандарты приёма экзаменов по ПДД

И только в 1936 году, после создания в составе НКВД Государственной автомобильной инспекции, была разработана единая форма «удостоверения шофёра». Отделом ГАИ НКВД были подготовлены первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР». В состав ГАИ была включена квалификационная комиссия, которая занималась организацией экзаменационной работы, выдачей удостоверений, контролем подготовки шофёров. Экзамены по правилам дорожного движения сдавались только устно. Сотрудник квалификационной комиссии задавал кандидату вопросы по ПДД, на которые кандидат и должен был ответить. Желательно правильно. Только тогда он допускался к практическому вождению автомобиля или мотоцикла.

Применение международных стандартов ПДД в Советском Союзе. Первые экзаменационные билеты ПДД

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. В 60-х годах в стране разрабатываются единые Правила дорожного движения, стандартизируются дорожные знаки и разметка, появляется международное водительское удостоверение. В 1968 году СССР присоединяется к международной Венской конвенции о дорожном движении (в 1971 году конвенция была дополнена в Женеве). С 70-х годов вводятся пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств.

В это время экзамен по ПДД принимает привычный для нас вид ответов на вопросы экзаменационных билетов. Экзаменационный билет содержал 10 вопросов. К каждому вопросу прилагалось несколько вариантов ответов, один из которых правильный. Кандидат должен был ответить на все вопросы билета. Ответы вписывались от руки в экзаменационный лист, отпечатанный в типографии или на печатной машинке. Инспектор ГАИ проверял правильность ответов кандидата, сверяя их со специальной таблицей, и лично выставлял оценку.

Даже в наше время современных технологий и повсеместного применения компьютеров, когда многие уже забывают, как держать в руке авторучку, такая методика применяется во многих подразделениях ГИБДД. Конечно, при этом используются экзаменационные билеты ПДД соответствующие действующим правилам, но всё равно, напечатанные на бумаге.

Механизация и автоматизация сдачи экзамена по ПДД

Идея автоматизировать процессы сдачи экзамена появилась ещё в 70-х годах. По заказам ГАИ в некоторых регионах на мощных оборонных предприятиях разрабатывались специализированные электронно-механические приборы, позволяющие механизировать процесс экзамена. Наиболее известные и широко распространённые в то время были универсальные экзаменационные комплексы «Вятка-5» и «Вятка-20».

С массовым появлением в нашей стране в 90-х годах персональных компьютеров, появились компьютерные системы, помогающие инспекторам ГАИ-ГИБДД автоматизировать сдачу теоретического экзамена по ПДД.

Как сдают экзамен в ГИБДД в настоящее время

Первой официальной методикой ГИБДД, которая предусматривала сдачу экзамена ПДД с помощью компьютерных программ, стала методика, утверждённая ГУ ГИБДД МВД РФ в 2001 года на основании постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». В документе впервые было отмечено, что теоретический экзамен проводится одним из методов:

  • методом письменного опроса по экзаменационным билетам;

  • методом программированного контроля знаний.

Экзаменационный билет формируется из четырёх тематических блоков. Каждый тематический блок состоит из 5-ти вопросов по разным темам ПДД. Таким образом, билет должен состоять из 20-ти вопросов. На ответ отводится 20 минут, допускается сделать 2 ошибки.

При применении метода программированного контроля знаний, т. е. при сдаче экзамена с помощью компьютерной автоматизированной системы экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре.

Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУ ГИБДД МВД России.

В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена. Кандидат в водители должен иметь возможность самостоятельного выбора последовательности ответов на вопросы билета.

Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (например, повторным нажатием соответствующей клавиши).

Информация о правильности ответов на вопросы билета должна отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответа на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.

Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 18 вопросов. В противном случае кандидату выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

В 2009 году ГИБДД попыталась обновить методику сдачи экзамена, привести её к современным на тот момент требованиям. С целью максимально исключить даже возможность получения взятки инспекторами ГИБДД, было принято решение о сдаче теоретической части экзамена только с помощью автоматизированных компьютерных классов ПДД. Упражнения по практическому вождению также должны были сдаваться на полностью автоматизированных автодромах. Участие человека – инспектора ГИБДД в процессе выставления оценки при таком порядке практически сводится к нулю. Предполагалось, что оценку будут выставлять компьютерные системы.

Казалось бы, исключалась сама возможность «покупки» прав. Однако по формальному поводу неправильного оформления правовых актов, Генеральной прокуратурой было вынесено представление, и применение методики было прекращено, даже не начавшись.

В результате, в настоящее время, процесс сдачи экзамена в ГИБДД регламентируется только Инструкцией о порядке организации работы по приёму квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утверждённой приказом МВД РФ от 20 июля 2002 года № 782.

Какие изменения в правилах сдачи экзамена в ГИБДД мы ждём в 2015 году

Наконец, ответственные должностные лица поняли, что это всё-таки не правильно, и в 2014 году подготовили и подписали постановление Правительства РФ от 24.10.2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Данным постановлением МВД РФ предписано разработать новую методику сдачи теоретических экзаменов. И такая методика действительно разработана и, в настоящее время, в виде проекта проходит все необходимые этапы согласования (чтобы уж точно не отменили).

Чем отличается проект новой методики, от используемой сейчас?

Во-первых, экзамены могут проводиться только с использованием технических средств контроля. Для теоретического экзамена – это автоматизированный компьютерный комплекс. То есть сдавать экзамен ПДД по бумажным билетам больше будет нельзя.

Формирование экзаменационного билета не изменилось. Он также формируется из четырёх тематических блоков. Каждый тематический блок состоит из 5-ти вопросов по разным темам ПДД. Вот только тематические блоки выбираются случайным образом. На ответ также отводится 20 минут. А вот система оценки изменилась.

И это, во-вторых.

Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 20 вопросов билета. Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно менее чем на 18 вопросов билета, или допустил две ошибки в одном тематическом блоке, или в отведенное время не ответил на два вопроса в одном тематическом блоке. Экзамен прекращается.

При этом, если Вы допустите одну ошибку или не ответите на один вопрос, Вам дополнительно предоставят 5 дополнительных вопросов из аналогичного по темам тематического блока. И увеличат время экзамена на 5 минут.

Если же Вам удалось допустить две ошибки в билете и они (обратите внимание, при наличии двух ошибок в одном тематическом блоке экзамен считается не сданным) допущены при ответе на вопросы в разных тематических блоках (или Вы не успели ответить на два вопроса в разных блоках), Вам дополнительно предоставят 10 дополнительных вопросов из аналогичного по темам тематического блока. Время экзамена будет увеличено на 10 минут. Получается, по одной минуте на вопрос.

Вот при ответе на дополнительные вопросы Вы не можете допустить ни одной ошибки. Иначе «НЕ СДАЛ» и на пересдачу. Таким образом, вместо 20 экзаменационных вопросов для сдачи экзамена Вам может быть представлено 30, причём при ответе на 10 последних нельзя допустить ни одной ошибки.

Мы не берёмся делать оценку, какая из двух методик более сложная, по какой из них проще или сложнее сдать экзамен ПДД. Время покажет. Ответственные должностные лица обещают утвердить и принять к действию данную методику в 2015 году.

Зато, теперь можно организовать приём экзамена ГИБДД на территории автошколы. Вам будет спокойней сдавать экзамен в знакомых классах, на привычном оборудовании.

Вы можете в совершенстве изучить ПДД, успешно сдать экзамены в ГИБДД, Гостехнадзоре

А ещё лучше, используя наш онлайн-сервис «Спектр ПДД», потренироваться перед сдачей экзамена в ГИБДД. «Спектр ПДД» поможет Вам научиться сдавать экзамен точно так же, как в ГИБДД, причём как по методике 2001 года, так и по новым правилам. Желаемую методику выберете Вы сами.

Не забывайте, что для успешной сдачи экзамена в ГИБДД или инспекции Гостехнадзора Вам необходимо не только в совершенстве знать ПДД, но и уметь решать экзаменационные билеты. Один, два, три, четыре подряд. Допуская в каждом не больше одной-двух ошибок. Для этого нужна только практика. «Спектр ПДД» предоставит Вам всё необходимое для получения такой практики. Вы можете решать экзаменационные билеты ПДД точно так же, как в ГИБДД, Гостехнадзоре неограниченное количество раз в любое удобное для Вас время, в любом удобном месте, где есть доступ к сети Интернет. Учитесь, тренируйтесь.

Вместе с режимом сдачи экзамена на нашем сервисе есть режим «Подготовка» или «Обучение», который поможет Вам в онлайн режиме изучить или повторить ПДД, другие предметы, необходимые для безопасного управления автомобилем, мотоциклом, снегоходом, трактором или другой самоходной машиной, обновить свои знания правил дорожного движения. В этом режиме Вы можете сами выбрать наиболее понравившийся Вам экзаменационный билет по его номеру, самую сложную учебную тему ПДД или просто отвечать на все вопросы подряд, пока не выучите их наизусть (или пока не надоест). Время на ответы при этом никак не ограничено. Обратите внимание на то, что в отличие от бумажных учебных пособий онлайн-сервис «Спектр ПДД» может предоставить комментарий, подсказку из правил к любому вопросу, по которому у Вас возникли какие-либо затруднения.

Желаем Вам успехов в изучении ПДД и безопасного движения на улицах и дорогах!