Несмотря на большие штрафы и лишение прав, растет количество водителей, управлявших автомобилем в состоянии наркотического опьянения. Варианты решения этой проблемы обсуждаются в Государственной Думе и Научно-исследовательском центре безопасности дорожного движения МВД России.
Согласно статистическим данным ГИБДД в 2014 году количество административных дел, связанных с управлением автомобилем в состоянии наркотического опьянения, по отношению к предыдущему году выросло на 20% и составило почти 17 тысяч. После ужесточения наказания за пьянство за рулем, выразившегося в лишении прав и штрафе в размере 30 тысяч рублей, количество автомобилистов, пойманных в состоянии алкогольного опьянения снизилось на 9%, а процент водителей, у которых выявили наркотическое опьянение, вырос.
При этом, как можно заметить, на 5 % выросло число лиц, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. В 2014 году их количество составило 379 тысяч. По всей видимости, граждан не испугал ни штраф 30 тысяч рублей, ни лишение прав, налагаемые судом в соответствии со ст.12.26 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Используя право на отказ от прохождения этой процедуры, граждане могут сознательно избегать дополнительной ответственности по ст. 6.9. КоАП РФ «Потребление наркотических веществ» и постановки на учет в наркодиспансер, а иностранные граждане- выдворения из страны.
К сожалению, существуют сложности при выявлении водителей-наркоманов за рулем. На сегодняшний день при выявлении одного или нескольких признаков опьянения (неустойчивость позы, запах алкоголя изо рта, нарушение речи, резкое изменение цвета кожных покровов лица, неадекватное поведение) водитель подлежит освидетельствованию на состояние опьянения. При наличии признаков и отрицательном результате показаний алкотестеров, а также при отказе или несогласии с результатами проведенного сотрудниками ГИБДД освидетельствования, водитель подлежит направлению на медицинское освидетельствование. Но, как говорится выше, имеет право от него отказаться.
Хотя в последнее время появилось немало приборов, позволяющих выявлять наркотические и психотропные вещества в организме водителя, таких как опиаты, каннабиноиды, кокаин, бензодиазепин, амфетамин и метамфетамин, использовать их на практике пока не представляется возможным. Одна из причин этого — обезвоживание, возникающее при приеме наркотиков, т. е. сложность со сбором материала для анализов (мочи или слюны). Вторая — высокий процент ложных результатов (10-15% по данным "Ъ" и Министерства Здравоохранения). Третья, но не менее важная — необходимость регистрации приборов в качестве средств измерения в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и получения метрологического сертификата.
Из-за этих причин на данный момент инспекторы не могут использовать показания этих приборов в качестве доказательств в суде. Необходимо совершенствовать их технические характеристики и свойства, возможно, вносить изменения в действующее законодательство.
Как вариант решения в сложившейся ситуации ГИБДД предлагает ввести проведение медицинского освидетельствования не зависимо от воли водителя, сообщает Ъ со слов Кирилла Баканова, старшего научного сотрудника НИЦ БДД МВД России.
В конце 2014 года Конституционным судом РФ было определено, что медицинское освидетельствование не нарушает права гражданина по ст. 51 Конституции РФ не свидетельствовать против себя, а является процессуальным действием, при его проведении подозреваемый не делает заявлений о своей виновности и не представляет доказательств. Также, Кирилл Баканов приводит в пример Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которому по подозреваемый и обвиняемый в уголовном преступлении не вправе отказаться от освидетельствования (ст. 179) и от сдачи образцов для сравнительного исследования, например, слюны, волос, отпечатков пальцев (ст. 202).
Можно принять во внимание и то, что принудительный анализ крови узаконен в ряде стран Европы и Ближнего зарубежья, например, Германии, Швеции, Республики Беларусь.
В Минздраве положительно отнеслись к данной инициативе и предложили дополнить ее принудительными диагностикой, лечением и медицинской реабилитацией в связи с употреблением психоактивных веществ, назначаемых судом при вынесении решения о наказании за отказ от тестирования.
Есть и противники данной идеи, считающие причину роста выявленных наркоманов в переходе после усиления наказаний за пьянство за рулем граждан, ранее употреблявших алкоголь, на легкие наркотики, которые сложнее выявить инспектору ГИБДД, либо в том, что последние два года инспекторы стали в обязательном порядке проверять всех участников ДТП на состояние алкогольного опьянения, в то время как до этого проверки были выборочными. Также, опасаются злоупотреблений со стороны ГИБДД при вводе принудительного медицинского освидетельствования.
Мы же, пожалуй, присоединимся к Кириллу Баканову, считающему, что для снижения числа нарушителей, необходима постоянная работа по выявлению лиц, управляющих автомобилем в нетрезвом виде и привлечению их к ответственности, участие государства в избавлении от такого рода заболеваний, развитие сотрудничества профильных организаций, министерств и ведомств, общественности для обмена информацией и оказания друг другу содействия в решении этой общей важной социальной проблемы.
Необходимо отметить, что кроме возможностей злоупотреблений со стороны ГИБДД при принятии подобного решения может возникнуть ещё один серьёзный вопрос. В соответствии с законом за управление транспортным средством в состоянии наркотического, равно как и алкогольного, опьянения лишают права управления и изымают водительское удостоверение. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 ноября 2014 года № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» возврат прав осуществляется только после сдачи экзамена по ПДД.
Конечно, в состоянии наркотического опьянения ездят единицы. Но всё равно, в случае введения принудительного медицинского освидетельствования, в масштабах крупных городов количество водителей, лишённых права управления, явно возрастёт.
И хотя для такой категории водителей экзамен бесплатный (госпошлина в этом случае не оплачивается), но нагрузка на экзаменационные подразделения ГИБДД возрастёт, увеличатся очереди. Водители, кандидаты в водители, в том числе законопослушные, получающие удостоверение впервые, вынуждены будут тратить больше время, будет больше спорных, стрессовых ситуаций. Чтобы избежать справедливого недовольства граждан, ГИБДД придётся увеличивать штаты, что в текущей непростой экономической ситуации маловероятно (да и размер помещений ГИБДД ограничен), либо искать какие-то меры оптимизации приёма экзамена ПДД.
Наиболее оптимальное решение – это применить средства автоматизации процессов экзамена. Например, установить компьютерный экзаменационный класс ПДД. Использование класса «Спектр ПДД», которому посвящён данный сайт, позволит создавать отдельные группы для сдачи экзамена после лишения права управления, даже применять к такой категории сдающих специальные методики и правила сдачи. Прочие же, законопослушные водители, могут сдавать экзамен в обычном порядке.
Применение такого средства как экзаменационный класс «Спектр ПДД» сократит время, необходимое на проведение экзамена ПДД, автоматически выставит оценку по результатам сдачи, что, кстати, исключит возможность злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД. Одни преимущества.
Источники: