История Автоинспекции

Каждый из нас неоднократно видел и даже лично общался на дорогах с сотрудниками МПС, иногда одетыми в яркие светоотражающие жилеты, испытывая при этом смешанное чувство. Наверняка, все согласятся, что эти, такие разные, люди вносят определённую и несомненно важную роль по управлению Дорожным движением и сохранению в нём порядка. Часто мы слышим о различных нововведения и изменениях в работе Госавтоинспекции или ГИБДД (допустимы оба варианта). А вот какова история создания, формирования и развития данных служб, отвечающих за порядок на наших дорогах? И каковы перспективы их развития? Именно об этом и пойдёт речь в данной статье.

Как только люди сформулировали первые Правила Дорожного Движения, возникла необходимость в службах, контролирующих их соблюдение. В 50-х годах до нашей эры император Гай Юлий Цезарь создал первую службу надзора за соблюдением принятых им правил, в которую набирали в основном вольноотпущенных пожарных. Основной задачей названных регулировщиками служащих было недопущение конфликтов между владельцами транспортных средств.

Император Петр I уделял большое внимание безопасности дорожного движения и в 1718 году в Санкт-Петербурге учредил генерал-полицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.

В 1883 году была издана «Инструкция городовым Московской полиции», которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязаны были всегда иметь при себе и руководствоваться им в своих действиях. В числе прочих пунктов, инструкция предписывала следить за соблюдением правил дорожного движения, в том числе скоростным режимом, обгоном, выполнением требований к транспортным средствам.

В 1900-х годах с принятием первых законов по регулированию движения автомобильного транспорта были организованы службы, выдающие номерные знаки и проводящие обязательный осмотр транспорта. Тогда же были введены экзамены по вождению и разрешения на управление автомобилем. В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости (жезлы) для подачи сигналов водителям.

В 1918 году была организована рабочая милиция, а чуть позже к ней присоединились общественные организации (дружинники), обеспечивающие в том числе и надзор за порядком дорожного движения.

В 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», возложивший контроль за соблюдением ПДД на Автоинспекцию Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, а милиция и прочие власти обязаны были оказывать любое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия.

В 1921 и 1922 году были выпущены Приказ по Рабоче-Крестьянской милиции №225, обязывающий её сотрудников учиться русскому языку, арифметике, политграмоте и обязательно — регулированию уличного движения, а также «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». В 1923 и 1924 годах были приняты инструкции для участковых и волостных милиционеров, на которых возлагались и обязанности по контролю дорог и дорожного движения.

В 1925 году Президиум Моссовета создал в составе своего коммунального хозяйства отдел по регулированию уличного движения. В 1928 году в штате Московской городской милиции впервые появилась должность инспектора по регулированию уличного движения, а менее чем через три года при управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы возникла отдельная структура — ОРУД (отряд регулирования уличного движения), в состав которого входила инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом. В ноябре 1934 года при ЦУДОРТРАНСе организовали Государственную автомобильную инспекцию, имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях, областях и районах, которая в марте 1936 года была включена в состав Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

Датой рождения ГАИ считается 3 июля 1936 года, когда Союз народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На тот момент в нее входило всего 7 отделений с общим штатом 57 сотрудников.

В годы Великой Отечественной Войны многие сотрудники ГАИ приняли участие в боевых действиях, а оставшиеся проводили мобилизацию транспорта и готовили водителей для нужд армии, строили военные и прочие сооружения, организовывали эвакуацию жителей блокадного Ленинграда по Дороге Жизни.

В послевоенные годы ГАИ продолжила работу по обеспечению безопасности дорожного движения и в 1956 году ей были переданы полномочия по лишению прав водителей, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде, и запрещению управления транспортными средствами не имеющим водительских удостоверений лицам.

Для научного подхода к вопросам организации дорожного движения в 1954 году в Научно-исследовательском институте криминалистики (НИИК) МВД СССР создали отдел безопасности движения.

В 70е годы служба ГАИ активно развивалась, было принято Положение о ГАИ и Наставление по службе ГАИ, впервые полностью охватившее деятельность инспекции. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, начато применение радиолокационных измерителей скорости, вертолетов и патрульно-санитарных автомобилей, стереосъемки мест ДТП и диагностических станций для проведения гостехосмотра.

В 1969 году были внедрены типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, ставшие основой для разработки современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

С 1976 года в г. Орле начали вести подготовку работников дорожно-патрульной службы в открытой средней специальной школе милиции МВД СССР, действующей сейчас как Высшая школа МВД РФ.

В 1988 году начали разрабатывать и внедрять различные аппаратные средства для контроля за движением на дорогах и экзаменационной работы в ГАИ, создавать единую информационно-поисковую систему учёта транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений ПДД, ДТП и т.п.

В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».

В 1998 году указом Президента РФ Бориса Ельцина Государственная автоинспекция (ГАИ) была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), но в 2002 году Президент РФ Владимир Путин допустил два наименования - ГИБДД и Госавтоинспекция.

В переходный для страны период 90го-2000го годов ГАИ продолжила свою работу невзирая на кризисную и криминогенную обстановку, начала разработку и внедрение новых автоматизированных систем для улучшения деятельности. В эти годы было выработано понимание приоритетной функции ГАИ — контроль за безопасностью дорожного движения, обеспечение общественного дорожного порядка и борьба с преступностью на дорогах, в результате чего с нее были сняты организационно-хозяйственные функции, а статус поднят до уровня министерств и ведомств.

Начиная с 2001 года ГИБДД активно работает над внедрением различных комплексов автоматизации деятельности в области БДД, в том числе в 2005 году уникальной для всего мира федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД, позволяющей обмениваться информацией ГАИ и МВД на всех уровнях; проводит регулярные и масштабные акции пропаганды безопасности дорожного движения, проводит и принимает участие в международных конференциях по борьбе за безопасность дорожного движения.

Мы не сомневаемся, что Государственная Автоинспекция и далее будет вести активную борьбу за безопасность на дорогах, за то, чтобы и автомобилисты и пешеходы могли чувствовать себя на них спокойно и уверенно, что с развитием технологий будут внедряться новые "передовые" методы борьбы с нарушителями. Мы желаем ей успехов и, со своей стороны, приложим максимум усилий, чтобы помочь в этом важном деле.