Правила приема экзаменов ПДД

Всех сдающих экзамены в ГИБДД интересует, как же будут проверять их знания? Какими методами их оценивают? Какие этапы должен пройти кандидат, жаждущий получить заветные корочки? Многие знают или слышали, что в ближайшее время будет действовать новая методика приема экзаменов по ПДД и это действительно так.

Давно ожидаемый «Административный регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», утвержденный Приказом МВД России от 20.10.2015 №995, вступает в силу с первого сентября 2016 года.

Этот документ вводит много различных изменений и нововведений. Одно из наиболее "громких" - дополнительные 5 вопросов за допущенную ошибку при сдаче теоретического экзамена, или 10 вопросов, если допущены две ошибки в разных тематических блоках. Четко определены упражнения и система оценки для экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, а также правила приема экзамена в условиях дорожного движения. Закрепляется право кандидата сдавать экзамен в автомобиле с коробкой автомат. Подробнее обо всех новшествах вы можете узнать в статье НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.

Ну а пока эта методика ждет вступления в силу, продолжает действовать прежняя. Так какими же правилами руководствуются сейчас?

ДЕЙСТВУЮЩАЯ МЕТОДИКА

В настоящий момент действует методика, утверждённая ГУ ГИБДД МВД РФ в 2001 году на основании постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».

Согласно ей, экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена:

  • первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме,
  • второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Каждая часть экзамена оценивается независимо друг от друга и предусматривает две оценки: положительная - «СДАЛ» либо отрицательная - «НЕ СДАЛ». Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене (3 месяца).

В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.

Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение.

1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

- Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные бипеты (далее - билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС.

- Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

- Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.

- Теоретический экзамен проводится одним из методов:

  • методом письменного опроса по билетам;
  • методом программированного контроля знаний.

Метод проведения экзамена выбирается с учетом обеспеченности экзаменационного подразделения техническими средствами приема экзаменов.

- Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

- Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 18 вопросов. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

- Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА НА ЗАКРЫТОЙ ОТ ДВИЖЕНИЯ ПЛОЩАДКЕ ИЛИ АВТОДРОМЕ (ПЕРВЫЙ ЭТАП)

- Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).

- Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 минут. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории «А»). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.

- После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

- Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.

- Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.

Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее - помощник).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

- При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

- Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.

- Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная — «НЕ ВЫПОЛНИЛ».

- Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляют штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.

Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.

Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.

Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.

- Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

- Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.

- В случае, если кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.

При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценке «СДАЛ», при отрицательном - «НЕ СДАЛ».

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДИЖЕНИЯ (ВТОРОЙ ЭТАП)

- Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте (далее — маршрут).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

- Форма проведения - индивидуальная.

При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается также присутствие собственника ТС либо его представителя (далее - владелец ТС).

- Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно - после получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

- При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС (при отсутствии владельца ТС), контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.

Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.

При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия владелец ТС или экзаменатор (при отсутствии владельца ТС) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.

- Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем — кандидатом в водители.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

- Второй этап практического экзамена оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ».

Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие.

В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.

- Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.

- Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.

Экзаменационный класс«Спектр ПДД» (ссылка на онлайн-сервис) позволяет выбирать методику сдачи экзамена и поддерживает как старую, так и новую методику, а также ряд промежуточных аттестаций, таких как психофизиологические основы деятельности водителя, первая помощь при дорожно-транспортном происшествии, устройство и техническое обслуживание транспортных средств как объектов управления и др.

 

Читать по теме: